смородиновый ручей
Под впечатлением от прочитанной главы "Занимательной теории музыки", у меня возникла жажда поделиться знаниями о мире музыки, который мне открылся когда-то и продолжает удивлять, и я написала записочку, в которой простыми словами объясняется что такое музыкальный звук, какие у него бывают характеристики, как его воспринимает человек и зачем эти знания нужны.
Так вот.

Все понимают, что звук - это волны, возникающие в результате колебания источника. Колебания бывают непериодические - мы воспринимаем их как шумы, и периодические - для человека это музыкальные звуки, который можно получить, например так: натянули струну, отпустили, она колеблется и вы слышите звук. Ну или, в случае с фортепиано - ударили молоточком по струне и она зазвучала. Напомню, то что мы воспринимаем как высоту определяется частотой (кол-во колебаний в единицу времени), громкость - амплитудой (размах). Человек слышит в среднем колебания от 16 Гц до 20 000 Гц. Остальные частоты (инфразвук, ультразвук) мы не слышим, но на организм они влияют. Но высота и громкость ещё не все характеристики звука. Чем отличается ля сыгранная на скрипке от ля сыгранного на фортепиано? Даже две одинаковых ноты на двух настроенных роялях, например, будут звучать чуть-чуть по-разному. Так в чём же состоит различие? В тембре. Тембр зависит от конструкции инструмента. Что же такое тембр с точки зрения физики?

Оказывается, когда мы извлекаем звук из музыкального инструмента, мы слышим не колебания одной определённой частоты, а сумму многих. Периодическое колебание звучит как сложный звук потому что оно представимо единственным образом в виде суммы простых колебаний, частоты которых образуют арифметическую прогрессию (погуглить можно ряды Фурье). Самая низкая из таких частот воспринимается человеком как основная высота, а все остальные характеризуют тембр и называются гармоническими обертонами, гармониками или просто обертонами. В реальном мире, который сложнее, чем его математические модели, бывает что обертоны и не кратны основному тону, т.е., негармонические. Но теория музыки им пренебрегает.

Различная громкость обертонов определяет субъективный характер звука - если преобладают низкие обертоны, то звук бархатистый, матовые, если высокие - пронзительный, звонкий. Человек с хорошим слухом может и должен выделять отдельные обертоны. Меня этому в музыкальной школе не учили, к сожалению, это большой недостаток начального музыкального образования...Но я могу провести некоторые эксперименты, основанные на явлении резонанса, которые помогут мне расслышать их. Самое простое - аккуратно беззвучно зажать соль второй октавы, а затем, не отпуская, резко нажать и отпустить до первой октавы, можно легко услышать призрак звука соль - т.к. эта соль является обертоном для до и, звуча в её составе, возбуждает зажатую струну, возникает резонанс и мы достаточно хорошо слышим посторонний звук. Так же, можно поэкспериментировать с правой педалью которая поднимает одновременно все глушители так, чтобы струна продолжала свободно звучать и послушать, что происходит с остальными так же свободными струнами. Теперь я поняла, почему я чисто интуитивно предпочитала акустическое пианино цифровому - его звучание, определённо богаче и насыщеннее. А ещё его можно препарировать;)

Физика звука и особенности его восприятия человеком как минимум учитываются исполнителями и композиторами. Существуют инструменты, которые могут воспроизводить звуки только обертонового (натурального) звукоряда, а не по порядку, как мы привыкли (до, ре, ми...). Среди них как привычные для нас инструменты, такие как фанфара или горн, так и разные диковинные этнические рожки и обертоновые флейты и варган (мой муж увлёкся варганом, у меня есть возможность в непосредственной близости слышать этот инструмент, я в восторге). Отдельного рассказа требует электронная музыка. Я имею в виду, конечно же, не тунц-тунц-тунц техно, а Льва Термена, Карлхайнца Штокхаузена - прежде всего, всех, кто относится к академической электронщине и авангарду. В общем-то, заинтересованность тем направлением и привела меня к необходимости значительного углубления моих скромных музыкальных знаний.

Если кому-то будет интересно - в следующих записках могу рассказать про историю формирования диатонического звукоряда (гаммы - до, ре, ми и т.д.), а так же про электронные инструменты - жутковато-потусторонний терменвокс, АНС синтезатор, лазерную арфу, Волны Мартено и т.д.



//январь 2014

@темы: музыка